Как сообщить?
В паллиативной помощи нередко возникают ситуации, когда нужно сообщать "плохие новости". Это могут быть тяжелые прогнозы о здоровье, и сказать их бывает сложно как пациентам, так и их родственникам. Тем не менее, важно помнить, что людям необходимо знать правду и общаться откровенно друг с другом.
И мы уверены, что должны вести откровенный разговор - в том числе и с близкими людьми, при согласии пациента.
Поэтому медработникам важно, чтобы их услышали - даже если информация непростая. Чтобы поверили, приняли - и готовы были помогать, следуя советам, столько, сколько это нужно.
Иногда бывает, что источником такой информации становится не врач, когда, например, пациент хочет рассказать своим близким ситуацию. Или в семье на кого-то возложена ответственность сообщить не самые приятные известия.
Для таких ситуаций хотим с вами поделиться протоколом, который называется SPIKES. Он включает 6 шагов для медицинских работников. Но возможно эта информация поможет и вам настроиться, собраться с мыслями.
Шаг 1 - S: Setting up / Подготовьтесь к беседе
• Можно собрать конкретную информацию, даже наглядную, подготовить какие-то телефоны горячих линий - куда можно обратиться за помощью и разговором.
Шаг 2 - P: Patient's Perseption / Оцените восприятие пациента
• Спросите, знает ли пациент, для чего ему проводили исследования
• Узнайте, что сам пациент думает о своем состоянии и диагнозе
• Определите, есть ли у пациента отрицание болезни
Шаг 3 - I: Invitation / Пригласите пациента к разговору
• Узнайте, какие именно аспекты пациент хочет обсудить (сам диагноз, на основании чего было был поставлен диагноз, каков прогноз, как изменится его жизнь в связи с болезнью и т.п.) и насколько подробно
Шаг 4 - К: Knowledge / Предоставьте информацию о болезни
• Называйте вещи своими именами
• Все объяснения – простым языком, минимум медицинских терминов
• Предоставляйте информацию понемногу
Шаг 5 - E: Emotion / Проявите эмоции и эмпатию
Для этого воспользуйтесь моделью эмпатии
• Comfort - комфорт
• Acceptance - принятие
• Responsiveness - отзывчивость
• Empathy - сочувствие
Шаг 6 - S: Support/ Поддержите пациента
• Убедитесь, что пациент готов к обсуждению плана действий
• Если да, обсуждайте маленькими шагами + проверяйте понимание
• Если нет, перенесите обсуждение на следующую встречу