Мы с родственниками должны быть партнерами, командой
«Знаете, когда пациент поступает — мы сначала стараемся общаться с родственниками. Разговариваем, потихоньку-потихоньку что-то у них узнаем: какой характер, как он себя ведет. И уже отсюда, в течение всего времени госпитализации, стараемся найти к нему подход, индивидуально к каждому. Все 24 часа дежурства: с одним так поговорить, с другим — иначе. С кем-то надо лояльно, спокойно, как с маленьким ребенком, а с кем-то построже, чтобы он взбодрился. Кого-то и пожурить, чтобы он не раскисал», - делится медицинская сестра Татьяна Петровна Кишко.
Она работает в Хосписе больше 20 лет. И уже складывает свое мнение вообще о людях, поколениях. Где как ни в Хосписе, где так близко сосуществуют жизнь и смерть. Где отражаются грани радости и горя. Можно говорить о том, а какие вообще люди?
«Не могу не сказать, что пациенты именно с психологической точки зрения стали потяжелее. Тяжелее воспринимают. И родственники тоже. Вот в то время, в начале, может высокопарно будет сказано, но родственники на нас вот с благоговением смотрели. Мы даже как будто семьей были на какое-то время — они обращались, советовались. И, что самое важное, прислушивались. А сейчас как будто и люди вообще стали озлобленнее, ну и наши пациенты тоже», - сетует Татьяна Петровна.
Рассуждает наша героиня, что раньше было меньше информации. Сейчас есть и интернет, и литература. Казалось бы, это должно наоборот помочь понять ситуацию и принять ее прогноз. Но действует все в обратную сторону — появляются попытки схватиться за каждую соломинку, в то время как в интернете нельзя доверять всему.
«Пациентов можно понять, когда у них ощущение злости, что это вообще именно с ними случилось. Эта болезнь. А вот родственников — нет. Потому что мы с ними должны быть партнерами. Хочется, чтобы и нас иногда услышали. Что ругаться, кричать — а зачем? Ведь мы понимаем, что дело совсем не в каких-то претензиях по работе — потом и благодарят. А дело в том, что хочется кому-то выговориться, а кому - прокричаться. А на кого? На болезнь не покричишь, она не услышит», - делится медсестра.
Но не черствеет сердце работников Хосписа, особенно тех, кто работает долго. Хоть и бывает сложно, когда пациенты в сердцах могут и выплеснуть свое горе в недобрых словах на тех, кто рядом. Хоть и слышат они иногда самые недобрые пожелания. Хоть и становится обидно, и хочется ответить тем же. Но что-то в начале сдерживает — может опыт, может характер, может милосердная душа. А потом проходит ситуация и уже возвращается осознание нужности и доброты.
Считает Татьяна Кишко, что мы и сами в чем-то виноваты — не следим за своим здоровьем. Где-то пропустим диспансеризацию, где-то не обратим на себя внимание, а в поликлинику могут загнать только уже явно беспокоящие симптомы. А кто потом виноват? Разве есть кого винить? Да и есть ли в этом смысл?
Берегите себя, свое здоровье. И заботьтесь о своих близких!